Один из таких — проект Movika (ООО «Технологии интерактивного видео»), который в 2013 году придумали два вчерашних студента — Александр Смирнов и Фанис Садыков. В татарстанской IT-среде кто-то называет их гениями, кто-то — везунчиками: в 2018 году ребята сняли фильм при поддержке Тимура Бекмамбетова и основателя QIWI Сергея Солонина, в 2021 году долю их компании купил крупнейший российский банк, а в 2022 году владельцем 87% «Технологий интерактивного видео» стала одна из самых известных российских IT-корпораций. Я поговорила с Фанисом Садыковым и попросила рассказать о главных этапах развития их проекта.
Рождение идеи
– Как так вышло, что вы решили заняться интерактивным видео?
– В 2013 году я окончил финансово-кредитный факультет Казанского государственного финансово-экономического института и поехал на студенческий форум «Селигер». Там познакомился с Сашей Смирновым, который к тому моменту уже работал в IT, интересовался видеоиграми и геймдевом. Мы подружились и стали вместе думать над технологическими продуктами, которые могли бы выстрелить.
Одним из таких проектов было мобильное приложение с мероприятиями. В нем можно было смотреть афишу, выбирать события, на которые хочешь пойти, ставить метку «я пойду», и она высвечивалась у пользователя в соцсетях. С ним мы попали в бизнес-инкубатор казанского IT-парка. Он помогает развиваться IT-стартапам — предоставляет три рабочих места, доступ к менторам, бухгалтерское и юридическое сопровождение и другие плюшки. Мы привлекли в наше приложение около 50 000 пользователей, но не смогли выйти на стабильную монетизацию и были вынуждены уйти с проекта. Думать над идеями, конечно, продолжили.
В 2015 году нам пришла идея сервиса интерактивных роликов. Мы подумали, почему бы не взять из игр геймификацию, а всю подложку — анимацию, 3D и прочее — заменить видеорядом. Поверх него добавить геймификацию и сделать нелинейный сюжет, который зависит от действий пользователя. По сути, соединить два жанра: кино и игры.
– Вас кто-то вдохновил на эту идею или вы каким-то образом обнаружили потребность аудитории в такого рода контенте?
– Всё началось с того, что Саша со своим другом-режиссером наткнулись в Сети на интерактивный ролик Sortie En Mer — симулятор, позволяющий почувствовать себя утопающим. Видео в формате браузерной игры было создано по заказу французского производителя спасательных жилетов. По сюжету главный герой падает с яхты в открытое море, и зрителю нужно помочь ему выжить — как можно дольше продержаться на плаву. Но как бы пользователь ни старался, спасти героя не удается: рано или поздно тот умирает. Таким образом компания призывает всегда надевать спасательные жилеты.
После этого мы с Сашей всерьез задумались о том, почему зритель до сих пор не может управлять сюжетом. В какой-то момент пришли к мысли: что, если начать создавать интерактивные фильмы самим? Пилить видеоконтент, при просмотре которого пользователь сможет влиять на развитие событий, и зарабатывать на реализации таких проектов для больших компаний.
При этом мы не проводили никаких исследований и опросов, не исследовали болей и потребностей аудитории — просто зажглись идеей сами и захотели зажечь ей других. Изучили весь имеющийся к тому моменту мировой опыт интерактивного видео, Саша больше вдохновлялся видеоиграми. Скорость и качество интернета развивались с бешеной скоростью, и мы понимали, что у пользователей появляется возможность мгновенно подгружать видео в высоком качестве и с разными вариантами развития сюжета. И что, скорее всего, это сформирует запрос аудитории на новые, разнообразные форматы контента — например, интерактивные фильмы.
Сейчас, конечно, мы подходим к исследовательской части более ответственно: изучаем статистики, пытаемся более точно просчитать реакцию аудитории — уже есть что терять. Но и менеджерский риск никуда не делся: это важная мотивирующая штука, которая заряжает нужной энергией.
Разработка MVP
– Какие цели и задачи ставили на этапе разработки MVP? У кого подсматривали, на что ориентировались, какие критерии выдвигали к самим себе?
– После долгих обсуждений видео со спасательным жилетом мы решили сделать свой первый интерактивный проект, который должен был стать нашей MVP. Подошли ответственно, чтобы сразу сделать всё качественно, даже собирали деньги с помощью краудфандинга. Наш первый демопроект, он же MVP, мы сделали для бренда Adidas — с целью им его продать.
В 2015 году мы начали переписку с представителями Adidas. Они хлопали стоя: «Супер! Мы раскатаем на весь мир», все расспрашивали: «Расскажите подробнее, как это, отправьте этот кусок» и так далее. Мы предоставили всю информацию не задумываясь. Общение шло где-то полгода. В какой-то момент началась тишина — заморозились. Отказа как такового они не прислали. В один день Саша открывает какой-то сайт, а там — интерактивный ролик Adidas, снятый по образу и подобию нашего.
– Сильно расстроились?
– С одной стороны, это было большим огорчением, с другой — показателем того, что наша идея жизнеспособна и имеет будущее: креаторы мирового гиганта вряд ли решились бы повторить что-то невнятное. Мы решили не сдаваться и продолжить искать тех, кто поверит в нашу задумку и захочет развивать проект с нами.
Питчинги и поиск инвесторов
– Как и где искали инвесторов? На какие вопросы приходилось отвечать чаще всего?
– Забавный факт: всех своих инвесторов мы находили не на форумах и конференциях, а на каких-то неформальных мероприятиях — личных встречах, которые иногда проходили даже в барах и клубах.
На питчингах всех интересуют прежде всего клиенты: кто будет пользоваться нашим решением, как мы это посчитали. Однако наш предыдущий опыт показывал, что пользователи — не самое главное: приложением с мероприятиями только в Казани активно пользовались 20 000 человек, но нам так и не удалось его нормально монетизировать. Поэтому в этот раз мы делали ставку на саму технологию: убеждали инвесторов в том, что будущее за интерактивным видеоконтентом. Если ты сам железно уверен в своей идее — ты сможешь найти нужные аргументы и для инвестора.
– Сколько раз успели пропитчиться, прежде чем нашли своего первого инвестора?
– Наверное, мы провели пару сотен встреч к моменту, когда кто-то посоветовал нам пойти к основателю группы компаний FIX Дмитрию Еремееву. Он известен тем, что создает проекты в сфере финтех, рекламы, привлечения интернет-трафика и разработки высоконагруженных систем.
Мы знали, что Дмитрий крут и влиятелен, но не осознавали насколько. Сейчас вспоминаю встречу с ним, и за какие-то моменты даже неудобно и стыдно. Но без этого, наверное, ничего бы не получилось.
Мы пришли к Еремееву с предложением сделать просто интерактивный фильм. Он сказал: «Вы, конечно, сможете заработать на этом себе на квартиру, на BMW. Но вы точно не хотите чего-то более глобального?» Дмитрий предложил развернуть более масштабный проект: продавать не само интерактивное видео, а технологию, платформу, которая позволит всем желающим создавать свои интерактивные фильмы. По сути, он нам вправил мозги, и мы решили замахнуться на что-то более масштабное. Договорились о второй встрече, с которой мы ушли уже с деньгами.
– Как считаешь, в чем был секрет вашего успеха?
– Нельзя сказать, что всё свалилось нам на голову. Мы долго к этому шли, бесконечно питчились, развивали свою идею. К тому моменту успели обойти почти все казанские и ближайшие предприятия, которые наша идея потенциально могла заинтересовать. Сработала и теория вероятности: чем больше попыток ты предпринимаешь, тем выше шанс, что одна из них выстрелит.
Чем чаще ты презентуешь свой проект «большим дядям», тем меньше на таких встречах волнения: ты просто приходишь и делаешь свое дело, текст уже заучен и отлетает от зубов, а все мысли и самоанализ происходят до и после. Кто-то говорит, что в тот момент нам просто повезло: в нас поверил безумный гений. Но крупные российские IT-корпорации, которые стали нашими дальнейшими инвесторами, трудно назвать безумцами.
Я всегда подчеркиваю, насколько нам с Сашей повезло с женами и нашим первым инвестором. Глубоко ценю и чувствую эту поддержку. Очень важно, чтобы в тебя искренне верили, иногда даже больше, чем ты сам. Также немаловажный фактор — это доверие: когда у тебя переговоры в ночном клубе до двух ночи, ты возвращаешься домой с амбре из ароматов духов, табака и алкоголя, при этом слышишь лишь вопросы из серии «Во сколько тебя разбудить?», «Что приготовить на завтрак?», «Отведешь ребенка в садик?». Поддержка и доверие крайне важны.
Формирование команды
– Вы начинали вдвоем или у вас уже на старте была какая-то команда?
– В нашем бизнес-тандеме зоны ответственности изначально распределились так: Саша Смирнов отвечает за креатив, видение и продуктовую часть, я — за организацию и управление процессами. Он — мозг, а я — руки.
До знакомства с Еремеевым мы совмещали работу над проектом с основной работой. В команде нас было четверо: я с Сашей и двое айтишников, которые также совмещали. Услуги операторов и монтажеров мы покупали.
После получения первого финансирования мы уволились со своих работ: стартаперская жизнь требовала максимальной концентрации. За год наша команда выросла до 14 человек, 90% которых мы устроили в штат на полный день.
– Как искали первых сотрудников, чем заманивали и мотивировали?
– Мы не разбрасывались деньгами — часто брали людей без опыта, но с горящими глазами и желанием развиваться. При этом к каждому кандидату подходили максимально дотошно: пока проект не встал на рельсы, каждый новый сотрудник, принятый в штат, должен оказаться «вкладом», а не «расходом».
А еще вокруг нас всегда были люди, желающие чем-то помочь, где-то принять участие. Если человек поверил в твою идею, из него может вырасти прекрасный член команды, который готов с тобой и в огонь, и в воду.
Наш первый офис находился в подвале одного здания, мы проработали там 3–4 месяца. В конце 2017 года мы заехали в казанский IT-парк в статусе его резидентов.
В построении компании можно обратить внимание на книгу «Кто» Джеффа Смарта и Рэнди Стрита. Она о том, как находить правильных людей и привлекать их на работу, как оценивать ответы кандидатов и проводить эффективные собеседования. При этом я точно могу сказать, что одни лишь книги не научат общаться с нужными людьми: здесь работает только практика и количество попыток. Пошел — обломался — встал и пошел дальше — сказали, что ты дурак, — не сломался, идешь дальше с верой в свою идею. Важно обладать «слабоумием и отвагой», при этом с каждой попыткой становиться лучше.
Большое плавание
– Как развивался проект после получения первого финансирования?
– Дмитрий Еремеев сводил нас с нужными людьми, приглашал на совместные встречи, рассказывал о нас другим. Так мы познакомились с владельцем Qiwi Сергеем Солониным.
С уверенностью могу сказать, что нам очень повезло с первыми инвесторами, — наверное, успех любого IT-проекта во многом зависит от этого. Дмитрий Еремеев не просто дал нам деньги, он поделился с нами всеми возможностями для дальнейшего развития. Не требовал отчетов, не контролировал, а вдохновлял своим примером и открывал нам доступ к большим людям.
Дальше наш путь складывался по такому принципу: чем шире круг влияния инвесторов, которым питчишь проект, тем выше твои шансы выйти к нужным людям.
В 2016–2017 годах при поддержке Еремеева мы сняли полноценный интерактивный фильм Uncovered. Съемки шли в Казани и Иннополисе, мы сделали его доступным на двух языках — русском и английском. По желанию также можно включить китайские, немецкие или испанские субтитры. Один из героев фильма — сам зритель: во время просмотра ему нужно совершать определенные действия, которые влияют на дальнейшее развитие сюжета.
При создании Uncovered мы преследовали цель продемонстрировать все возможности технологии, которую в перспективе можно будет применять в самых разных нишах — от развлечений до образовательных и развивающих проектов.
На 2019 год наша платформа выглядела как бесплатное мобильное приложение в Google Play и App Store. В нем было доступно 6 фильмов, среди которых — «Стань IT-героем» (детская бескровная версия, 10+), четырехминутный экшен «Беги, чтобы жить» и единственный платный фильм — квест-триллер «Отель Лэйк» стоимостью 75 рублей. А еще там была комедия «Предварительные ласки» с Сержем Горелым от «Газпром-Медиа».
Мы росли на потенциале технологии — каждая новая разработка открывала для нас новые маршруты. Тенденции развития киноиндустрии продолжают идти к тому, что контент подстраивается под зрителя. Крупные компании наподобие Netflix тоже смотрят в эту сторону, рынок интерактивного видео развивается, и крупные российские холдинги также стали интересоваться подобными технологиями.
Масштабирование
– Какие новые вызовы появляются сейчас и как с ними справляетесь?
– С каждым новым этапом чувство ответственности кратно возрастает: в тебя поверили, и тебе нужно эту веру оправдать. Наступил переломный момент, когда нам нужно было вырасти как менеджерам — результат дают не два человека, а команда.
Если раньше мы презентовали проект инвесторам, то сейчас питчимся перед сотрудниками: чтобы повести за собой людей, важно как следует зажечь их идеей.
– Продолжаете ли развивать самих себя? Что делаете для этого?
– Конечно! На протяжении последних двух лет мы с Сашей каждое утро ходим в зал, чтобы приходить на работу бодрыми и полными энергии. В свободное время выбираемся из города, бросаем себя в дикие условия, катаемся на лошадях, занимаемся спортивной стрельбой — заряжаемся адреналином, который помогает перезагрузиться и не стоять на месте.
А еще мы поняли, что показателем успеха служит только время: на каких-то этапах ты можешь опечалиться, что другие делают то же самое, и уйти, а можешь продолжить и пытаться сделать лучше. И только время покажет, кто оказался молодцом.
В октябре 2022 года мы стали частью одного из крупнейших российских IT-гигантов с одной из популярнейших в стране соцсетью. У них есть определенная стратегия по развитию проектов, связанных с видеоконтентом, а мы работаем над новыми технологиями потребления видео, поэтому в эту стратегию отлично вписались.
Сегодня в нашей команде чуть больше 30 человек. Делаем большую ставку на людей — на то, чтобы они заряжались нашей философией, не боялись ошибаться, экспериментировать и стремились расти вместе с нами.